© Храмов Сергей Юрьевич
Чувашская республика, г.Чебоксары
chramov1@rambler.ru

 10-06-2014

26 апреля 2014 года издана первая часть книги -

"Давайте поиграем в нарды!".

 26 января 2017 года издана

вторая часть.

Стоимость первой части - 250 рублей, второй - 600 рублей. Сюда включены почтовые расходы по России.

Сами книги относятся к проекту по изданию серии книг по интеллектуальным играм.

Всего в серии будет восемь книг:

1. «Давайте поиграем в карты: игры для любой компании!».
2. «Давайте поиграем на доске: придется подумать!».
3. «Давайте поиграем в домино!».
4. «Давайте поиграем в кости: просто и увлекательно!».
5. «Давайте поиграем: бумага и ручки».
6. «Давайте поиграем в слова: легко и весело!».
7. «Давайте поиграем в нарды!».
8. «Давайте поиграем: игры для семьи».

 

В планах сейчас:

- издание отдельной книги по играм в кости;

- издание отдельной книги по "Подкидному дураку" как первая часть книги по карточным играм;

- издание книги по домино;

- издание по играм "Морской бой".

 

Если кто-то готов материально помочь в издании, буду благодарен (про помощь будет обязательно сказано в главе "Благодарность").

С уважением Храмов Сергей Юрьевич, г.Чебоксары,
Chramov1@rambler.ru.
 

ШЕМШЕШ

Отрывок из книги "Давайте поиграем в нарды!" (2 часть)

 

     …Идея для этой игры у автора возникла еще 10 апреля 2000 года, когда он служил офицером в городе Воркута. Сохранилась рабочая тетрадь, в которой подробнейшим образом описаны правила под названием «Чувашские нарды», однако первые испытания показали их несостоятельность. Доработать тогда так и не удалось, поэтому про игру автор совершенно забыл. Лишь после издания первой книги «Давайте поиграем в нарды!» в апреле 2014 года автор вспомнил про нее и решил еще раз просмотреть старые записи. Удивительно, но фактически ничего нового автор не сделал – просто убрал все лишние правила и оставил одно, главное. Так, 5 ноября 2014 года появился настоящий шедевр в области нард – игра, которая, по мнению автора настоящей книги, имеет все возможности потеснить по популярности «Длинные нарды».

      Так как к тому времени уже появилась игра под названием «Чувашские нарды», то встал вопрос, как назвать? Автор с любовью к Чувашии назвал игру в честь деревни «Шумшеваши» со стороны отца Красночетайского района Чувашской республики, которая на чувашском языке звучит как «Шемшеш». Среди игр с элементами «пленения» автор считает ее самой интересной, самой сложной и потому самой удачной.

 

      Это разновидность «Длинных». Начальное расположение шашек остается прежним - смотрите рисунок 1. Отличия от «Длинных нард» следующие:

      1. Правило «обездвиживания». Если шашка перескакивает (перепрыгивает) через одиночные шашки соперника, то такие шашки соперника становятся «обездвиженными». Ходить такими шашками соперник не может.

       Обратим внимание, что «обездвиживать» можно только одиночные шашки. Поэтому на одном поле не может никак оказаться сразу две «обездвиженные» шашки. Чтобы отличить «обездвиженные» шашки от обычных «обездвиженные» переворачиваются лицевой стороной вниз (поэтому для игры лучше всего использовать комплект обычных шашек).

      2. Правило «освобождения». Шашке при ходе разрешается вставать либо на свободное поле, либо на поле с одной или нескольких своих шашек, либо на поле со своей «обездвиженной» шашки. В последнем случае «обездвиженная» шашка становится снова нормальной (переворачивается лицевой стороной верх).

    3. Если шашка при ходе перепрыгивает через свои «обездвиженные» шашки, то все эти шашки становятся нормальными.

       4. При «освобождении» шашка может начать ходить только при следующем ходе, то есть не может быть такого, чтобы во время одного хода шашка была «освобождена», а затем эта же освобожденная шашка начала ходить (например, при выпадении куша).

       5. Нельзя вставать на поле с шашкой соперника. Неважно, какая шашка соперника находится на поле (нормальная или «обездвиженная») – если на этом поле находится шашка соперника, то на это поле вставать уже нельзя.

       6. Не всегда удается «освободить» все свои «обездвиженные» шашки – если перед «обездвиженными» шашками не осталось более шашек своего цвета, то такие «обездвиженные» шашки остаются «обездвиженными» до окончания партии. Другими словами, они становятся «мертвыми». Ничего страшного в этом нет. Более того, это бывает наоборот даже выгодно.

       7. Выигрывает тот, кто первым выведет все свои нормальные шашки с доски. Очень важный момент – «мертвые» шашки, которых уже никак не «освободить», не в счет. Главное для победы – кто первым выведет нормальные шашки, независимо от того, сколько при этом «мертвых» шашек осталось на доске.

      8. Марс и домашний марс считаются как обычно. Например, если игрок вывел все свои нормальные шашки с доски, а его соперник не вывел ни одной, то это двойная победа. Заметим, что при определении оина и марса «мертвые» шашки не в счет.Обратим внимание, что за счет того, что количество «живых» шашек может быть различно, то марс сделать легче, чем в «Длинных нардах».

 

      Игра «Шемшеш» сложнее «Длинных нард». Почему? Если «Длинные нарды» – это борьба заборов, то «Шемшеш» - это не только игра заборов, но и возможность сделать побольше своих шашек «мертвыми» и за счет меньшего количества нормальных шашек первым их вывести с доски. Поэтому в «Шемшеше» для победы лучше позволить сопернику сделать часть своих шашек «мертвыми».

       В игре есть такое понятие как «шемшеш» – это забор из пяти «мертвых» своих шашек. Шемшеш – это не просто забор из пяти шашек, это неразрушаемый забор, а потому если перед этим шемшешем оказалось хотя бы 2-3 шашки соперника, то часто этого оказывается вполне достаточным для победы.

 

Смотрите рисунок 2.

        Показан пример одной позиции («обездвиженные» шашки отмечены точкой) – один удачный шемшеш решил исход партии.

       Белые на полях «3»-«7» смогли построить шемшеш, заперев 5 черных шашек. И хотя у белых еще ни одна шашка не вошла в дом, их шансы выиграть намного больше, чем у черных, более того, вероятность того, что белые сделают марс, равна порядка 50%. Вот что значит грамотно сделать шемшеш!

 

Смотрите рисунок 3.

       Положение у черных критическое – уже почти все белые шашки дома, а у черных всего лишь шесть. Ход у черных. Здесь очень многое зависит от костей.

       Например, если у черных выпадет 6-6, то это полная катастрофа – одна из шашек на полях «14» или «15» пойдет вперед и произойдет самое страшное – начнется «освобождение» своих же шашек на полях «1»-«5», что грозит полным поражением. Задача черных – надеяться на то, что на костях не выпадут шестерки, тогда они смогут ходить внутри своего дома.

        Поэтому, к примеру, при выпадении 5-5 надо четыре шашки передвинуть с поля «7» на поле «12», и ни в коем случае не трогать шашки на полях «14»-«17». Пока черные могут ходить внутри дома, у них есть надежда, что у белых выпадет 5 или 6. В этом случае белым придется «обездвижить» черные шашки на полях «14»-«17», и это уже будет победой черных, так как мало того, что белые «обездвижили» четыре черные шашки, так теперь и черные к своей огромной радости не смогут «освободить» свои шашки на полях «1»-«5». Целых девять шашек черных после такого хода белых до конца партии останутся «мертвыми». Ну а вероятность того, что шесть шашек удастся вывести с доски раньше пятнадцати белых, не подлежит сомнению.

 

Смотрите рисунок 4.

        Положение черных на первый взгляд критическое – у белых две «мертвые» шашки (на «1» и «7»; шашки на «23» и «24» не являются «мертвыми»), а у черных ни одной. Но черные смогли построить шешар из семи шашек, и теперь осталось сделать малое – превратить шешар в шемшеш. Для этого им надо освободить поле «14» – при выпадении 4 или 5 на это поле встанет белая шашка, и затем при выпадении шестерки белым ничего не остается, как превратить черные шашки на полях «13»-«19» в «мертвые».

       В итоге как минимум сразу шесть шашек у черных становятся «мертвыми». Но не это главное – заборы черных из «мертвых» шашек уже не разрушатся, и белым, чтобы их преодолеть, для победы потребуется просто невероятное везение (например, выпадение последовательно кушей 5-5, 6-6, 6-6, 5-5, 6-6). Шансы черных на победу в этой ситуации настолько велики, что вероятность победы с марсом равна порядка 99%.Вот и все правила.

     Примечание. В оригинальных правилах этой игры от апреля 2000 года было применено еще одно правило – «дома без кушей» (оно приведено в отдельной главе). С этим правилом, по мнению автора настоящей книги, игра становится еще интереснее.