© Храмов Сергей Юрьевич
Чувашская республика, г.Чебоксары
chramov1@rambler.ru

 10-06-2014

26 апреля 2014 года издана первая часть книги -

"Давайте поиграем в нарды!".

 26 января 2017 года издана

вторая часть.

Стоимость первой части - 250 рублей, второй - 600 рублей. Сюда включены почтовые расходы по России.

Сами книги относятся к проекту по изданию серии книг по интеллектуальным играм.

Всего в серии будет восемь книг:

1. «Давайте поиграем в карты: игры для любой компании!».
2. «Давайте поиграем на доске: придется подумать!».
3. «Давайте поиграем в домино!».
4. «Давайте поиграем в кости: просто и увлекательно!».
5. «Давайте поиграем: бумага и ручки».
6. «Давайте поиграем в слова: легко и весело!».
7. «Давайте поиграем в нарды!».
8. «Давайте поиграем: игры для семьи».

 

В планах сейчас:

- издание отдельной книги по играм в кости;

- издание отдельной книги по "Подкидному дураку" как первая часть книги по карточным играм;

- издание книги по домино;

- издание по играм "Морской бой".

 

Если кто-то готов материально помочь в издании, буду благодарен (про помощь будет обязательно сказано в главе "Благодарность").

С уважением Храмов Сергей Юрьевич, г.Чебоксары,
Chramov1@rambler.ru.
 

Русские нарды

 

Другое популярное название игры – «Погоня», что не совсем удобно, так как таким же названием часто называют «Исландские нарды». Трудно сказать, откуда у игры такое название, так как в самой России она совсем не распространена. Эта игра примечательна тем, что примерно по ее правилам играли в нарды древние римляне при императоре Тиберии Клавдиусе (41-54 гг. н.э.). Правда римляне вместо двух костей использовали три (и потому не было правила удвоения при выпадении куша).

До сегодняшнего дня сохранилась, пожалуй, самая старинная позиция этой игры, датируемая от 480 года, в которой византийский император Флавий Зенон (годы жизни 435-491 гг., император с 474 года) после выпадения неудачных значений на трех костях сразу проиграл в казалось бы ничейной позиции (эта позиция будет рассмотрена в примечании).

Если кратко охарактеризовать эту игру, то это в прямом смысле жесткая силовая игра, так как в ней сбивание шашек начинается с самого первого хода и продолжается вплоть до самого последнего. Даже в классических «Коротких нардах» шашки соперников к концу игры могут разойтись, и тогда начинается обычная игра в «гонки». Более того, в «Коротких нардах» нередко случаются партии, когда шашки вообще ни разу не сбивались. В «Русских нардах» такое просто невозможно. За счет того, что для обоих игроков «дом» является общим, борьба идет от первого хода и до самого окончания игры: пока хоть одна шашка соперника осталась в «доме», ее можно сбить и, значит, есть возможность переломить ход игры. Именно последней особенностью замечательны «Русские нарды».

С точки зрения стратегии «Русские нарды» интереснее «Жакета» и «Голландских нард», поэтому можно предположить, что когда-нибудь по этой игре вполне возможно будут проводить соревнования. В любом случае эта игра заслуживает отдельного рассмотрения.

Итак, правила. В самом начале игры белых и черных шашек нет на доске вообще – все они находятся на «борту» (не в «баре», заметим). Шашки обоих игроков – белые и черные – вводятся в общей зоне (поля «1»-«6») и идут далее против часовой стрелки в общий «дом» (поля «19»-«24»).

Начальное расположение - рисунок 1

Игра ведется по правилам «Коротких нард» со следующими отличиями.

1. Игрок не обязан сначала ввести все шашки на доску, а затем ходить ими. Вместо этого игрок, если посчитает нужным, может ходить вперед имеющимися на доске шашками.

2. Если шашка была сбита, игрок обязан сразу ее ввести обратно на доску,но если не может этого сделать, то пропускает ход. Таким образом, между шашками, находящимися вне доски («на борту»), и сбитыми (которые, напомним, помещаются в «бар» – особое место для сбитых шашек; обычно в качестве «бара» является середина доски, на которую кладутся сбитые шашки), есть разница – шашки, которые еще не были введены на доску, игрок может не вводить; шашки, которые были сбиты, игрок обязан ввести.

3. За один ход разрешается ввести на доску не более двух шашек. То есть, при выпадении дубля (куша) игрок может ввести на доску лишь две шашки (не важно, с «бара» или с «борта» они были выставлены), а затем сделать два хода имеющимися на доске шашками.

4. Выводить шашки во «двор» разрешается лишь тогда, когда все пятнадцать шашек окажутся «дома».

5. Шесть подряд сдвоенных шашек (так называемый «прайм») можно строить в любом месте в любое время (нет ограничений, как в «Голландских нардах»).

Покажем типичный эпизод «Русских нард» - рисунок 2

Допустим, ход белых. У них имеются две сбитые шашки (они находятся в «баре»), поэтому первым делом им следует ввести эти две шашки на доску. Рассмотрим варианты выпадения костей.

1. Допустим, что у белых выпало 5-2. Одну шашку они вводят на поле «2» (значение 2), а вторую не могут, так как поле «5» (значение 5) занято сдвоенными шашками черных. Поэтому одна шашка у белых остается в «баре» и значение 5 пропадает.

2. Допустим, у белых выпало 4-1. Одну шашку они ставят на поле «1» (значение 1), сбивая при этом черную шашку, а вторую шашку ставят на поле «4» (значение 4). Для белых это очень удачный ход, так как они не только ввели свои две сбитые шашки, но и сбили шашку соперника.

3. Допустим, у белых выпало 4-4. В этом случае белые сначала выставляют две свои шашки с «бара» на поле «4», а затем, так как с «борта» шашки выставлять уже нельзя, ходят одной своей шашкой с поля «4» сначала на поле «8», сбивая шашку черных», а затем с поля «8» на поле «12», сбивая еще одну шашку черных. Вне всякого сомнения, это самый удачный ход для белых.

Теперь эту же позицию рассмотрим при условии, что ход черных. Рассмотрим следующие варианты возможных ходов.

1. Пусть у черных выпало 1-1. В этом случае черные одну свою шашку выставляют с «борта» на поле «1», затем ходят шашкой с поля «3» на поле «4», сбивая шашку белых, затем этой же шашкой с поля «4» ходят на поле «5» (чтобы ее защитить от сбивания), и, наконец, ходят шашкой с поля «8» на поле «9», сбивая еще одну шашку белых. Просто замечательный ход для черных.

2. Пусть у черных выпало 3-1. В этом случае они могут ходить, к примеру, одной шашкой с поля «1» на поле «4» (значение 3), а второй шашкой с поля «3» на поле «4». У белых при этом сбивается одна шашка.

Изучая правила этой игры, легко заметить, что главная борьба начинается с того, чтобы ввести свои шашки на доску, и может показаться, что тот, кто лучше это сделает, получает настолько бесспорное преимущество, что непременно побеждает. Это не так. Преимущество игрока, сумевшего первым ввести свои шашки на доску, очень обманчиво, потому что тот, кто выведет свои шашки вторым, находится как бы в тылу и, двигаясь за первым, получает возможность сбивать отстающие шашки соперника. Даже когда один игрок вывел во «двор» четырнадцать шашек, а его соперник еще ни одной, партию можно переломить! О жесткой борьбе в «Русских нардах» говорит тот факт, что в них практически не бывает «марса», «домашнего марса» и «кокса» («шех» даже теоретически невозможен).

Если говорить о тактике, то в этой игре главное – это попытаться выйти своими шашками вперед и успеть построить забор из шести сдвоенных шашек. В «Коротких нардах» такой забор называют «прайм», но для «Русских нард» более точное название – «черепаха». Построив такой забор, игрок затем должен очень осторожно передвигать «черепаху» вперед, чтобы не оставить позади ее свои одиночные шашки. Ниже приведен пример из реальной партии автора настоящей книги. Этот пример показывает, насколько своеобразна и по-своему хитра тактика в этой игре, во многом отличающаяся от «Коротких нард».

 

 Рисунок -3

Белые смогли построить «черепаху» из пяти сдвоенных шашек на полях «11»-«15». Черные вроде бы как проигрывают, но у них есть важное преимущество – они смогли занять в «доме» два важных поля «19» и «20», с которых можно «отстреливать» одиночные шашки белых. Вот если бы эти черные шашки находились бы на полях «23» и «24», то победы белым была бы гарантирована. У белых выпало 5-4. Как ходить? Передвинуть «черепаху» вперед можно(например, 11/15 и 11/16), но это позволит черным пойти шашками с полей «8» и «9», и рано или поздно черные шашки на полях «19» или «20» дадут о себе знать. В сложившейся ситуации, как ни странно, лучше будет пойти шашками с поля«18»:18/22 и 18/23. Для чего белые образуютаж сразу три свои незащищенные шашки? Чтобы черные их сбили! Это позволит белым ввести шашки снова, получить запас ходов для того, чтобы не трогать свою «черепаху» и тем самым заставить черных перейти с полей «19» и «20» на поля «23» и «24». Обратим внимание, что черные шашки на полях «8» и «9» никак не могут блокировать движение белых шашек, снова вошедших в игру. Когда черные шашки перейдут на поля «23» и «24», можно будет начать и осторожно двигать «черепаху».

Примечание.

1. Есть вариант «Русских нард», называемый «Погоня», который отличается тем, что шашки во «двор» можно выводить даже в том случае, если еще не все шашки зашли в «дом». Но первые же испытания этого варианта показали, что в нем больше случая, чем мастерства.

2. Рассмотрим позицию, в которой византийский император Флавий Зенон в 480 году нашей эры, бросив неудачно три кости, проиграл. Позиция была следующая, у Зенона белые шашки.

 Рисунок -4

 

Данная позиция, разумеется, пока ничейная. Хотя черные шашки имеют некоторое преимущество, так как у них построена «черепаха», позади которой осталось аж десять белых шашек, но вся борьба впереди. Ход был у Зенона, и на трех костях у него выпало: 6-5-2. Этот ход катастрофический, так у белых только одна возможность сходить при таких костях: 10/16, 19/24, 20/22.

 

 Рисунок -5

 

В сложившейся ситуации черным достаточно сбить любые три белые шашки, в результате белым придется следующим ходом ввести их в игру, а затем черные практически при любых костях могут передвинуть «черепаху» так, как им будет удобно. Вне сомнения, победа у черных. Эта позиция и поражение Зенона оказались настолько впечатляющими, что нашли отражение в эпиграмме, опубликованной через пятьдесят лет Агатием, ученым-философом из Мирины, города в Азии (527-567 гг. н.э.).