© Храмов Сергей Юрьевич
Чувашская республика, г.Чебоксары
chramov1@rambler.ru

 10-06-2014

26 апреля 2014 года издана первая часть книги -

"Давайте поиграем в нарды!".

 26 января 2017 года издана

вторая часть.

Стоимость первой части - 250 рублей, второй - 600 рублей. Сюда включены почтовые расходы по России.

 

9 июля 2018 года вышла книга "Давайте поиграем в домино! (Первая в мире энциклопедия по домино)".

Вопрос цены по домино пока не решен - ориентировочно будет ясно в августе. 

 

Сами книги относятся к проекту по изданию серии книг по интеллектуальным играм.

Всего в серии будет восемь книг:

1. «Давайте поиграем в карты: игры для любой компании!».
2. «Давайте поиграем на доске: придется подумать!».
3. «Давайте поиграем в домино!».
4. «Давайте поиграем в кости: просто и увлекательно!».
5. «Давайте поиграем: бумага и ручки».
6. «Давайте поиграем в слова: легко и весело!».
7. «Давайте поиграем в нарды!».
8. «Давайте поиграем: игры для семьи».

 

В планах сейчас:

- издание отдельной книги по играм в кости;

- издание отдельной книги по "Подкидному дураку" как первая часть книги по карточным играм;

- издание отдельной брошюры по тестовым играм : "Морской бой", "Быки и коровы" и другие.

 

Если кто-то готов материально помочь в издании, буду благодарен (про помощь будет обязательно сказано в главе "Благодарность").

С уважением Храмов Сергей Юрьевич, г.Чебоксары,
Chramov1@rambler.ru.
 

ПМК БЗ-34, МК-52

       24.02.2016 

        В 90-е годы очень увлекался программированием на калькуляторах серии БЗ-34. Увлекался в первую очередь играми. Удивительно, но оказалось что программирование на калькуляторах, у которых очень ограниченный объем памяти и отсутствует графический дисплей, даже более увлекателен, чем на персональных компьютерах. Сегодняшнее поколение это посчитает скорее чудачеством, чем серьезным увлечением, но поколению 90-х годов это есть факт. К сожалению, большинству молодежи увлечение программированием на этих калькуляторах, судя по всему, уже не понять. Если подытожить, то можно сказать так: 

      Те, кому посчастливалось программировать на этих калькуляторах, полюбили их на всю жизнь и не забудут уже никогда. Те же, кому не посчастливалось, уже не полюбят их (за редким исключением).

 

       К концу 90-х годов программирование  пошло на явный спад, а после того, как у меня сломались все три калькулятора (БЗ-34, МК-56, МК-52), я их тоже отложил в сторону. Однако, появление для смартфонов эмулятора этих калькуляторов (разработчик: Станислав Боруцкий, stanislavb@gmail.com; эмуляция реализована на основе проекта emu145 Феликса Лазарева http://code.google.com/p/emu145; подробная история о проекте - http://zx-pk.ru/threads/15073-emulyator-(ne-simulyator)-mikrokalkulyatorov-rasshiryayushchegosya-ryada-b3-34-mk61.html), которые эмулируют калькуляторы один к одному (даже не прописанные команды, такие как появление "ЗГГОГ"), а также производство более совершенных калькуляторов МК-152, МК-161, дало второе дыхание. Есть чему радоваться!

       У меня в двух толстых 96-страничных тетрадях скопилось свои несколько очень интересных программ, и постепенно я буду их выкладывать на этой страничке. Считаю, программы очень увлекательны, а потому надеюсь, игры понравятся всем. Так, в  феврале 2016 года я и моя старшая дочь (12 лет) сыграли не одну партию в "Кауфстен", и оба получили нескрываемое удовольствие. В это же время младшая дочь (7 лет, ходит в первый класс) играла в "Арифметику", которая оказалась ей как нельзя кстати для устного счета. Так что можно сказать, обе программы с успехом прошли тестовые испытания.

 

       Хотелось бы заметить, что сейчас есть несколько сайтов, на которых можно найти множество самых интересных и разнообразных программ для этих калькуляторов. Например, следующие.

 

1. Сайт Кузниченко Е.В.:  

http://lordbss.pp.ru/pmk.html

2. Сайт Сергея Тарасова:

http://arbinada.com/pmk/

 

3. Сайт, на котором можно скачать эмуляторы для ПМК и номера журналов "Техника молодежи" и "Наука и жизнь".

http://www.emulator3000.org/rus-c3.htm

 

         04.03.2016

     Сегодня ввел игру "Бой с танком" (моя "ласточка", любимица среди всех игр, так как являлась самой первой разработанной программой). Я вот задумался в очередной раз: почему микрокалькулятор так увлекателен, даже сейчас? Не только потому, что на нем весьма просто программировать. Ответы у меня следующие:

     1. Процесс игры на калькуляторе, на котором показываются только цифры, очень хорошо развивает воображение. Согласимся, это очень полезно каждому, особенно детям.  Человек, который, к примеру, сажает космический корабль на Луну, так или иначе в своей голове представляет себя космонавтом, а если в "Кауфстен" не иначе, как королем. Получается, что даже очень хорошо, что на калькуляторе нет графического экрана! 

     2. Малый объем программ, как ни странно, тоже является большим плюсом - человек, чтобы уложиться в малый объем, вынужден не просто программировать, а искать все новые и новые способы по сокращению длины программы (а, значит, и время работы самой программы), и порою эти способы поражают своими нестандартными подходами! Вот эта особенность  в калькуляторах, пожалуй, является даже самой интересной  с точки зрения программирования. С другой стороны - малый объем программы является лучшей гарантией того, что игра не будет долгой и утомительной.

 

     ...У средневековых алхимиков была пословица: "Лишь при ограниченности ресурсов раскрывается настоящий талант". Эта пословица как нельзя лучше всех подходит к разработчикам игр на ПМК!

 

       09.03.2016

Эмулятор под Андроид имеет два очень важных достоинства перед самим ПМК:

     - возможность не только работы в реальном времени ПМК (весьма медленным, кстати), но и в «мгновенном». Я для интереса проверил разницу по времени (организовал простой цикл через FL0), и, как оказалось, «мгновенная» скорость  превышает скорость ПМК примерно в 14-15 раз. Это даже не хорошо, а просто замечательно. Ведь эта «мгновенная» работа позволяет резко сократить как время самой игры, так и откладку программ, что очень удобно (так, отладка «Кауфстен» у меня занимала порою несколько часов, и это являлось когда-то главной проблемой по усовершенствованию этой программы).

- возможность сохранить до 100 программ, но при этом в отличие от ПМК-52 сохраняются не только память программ (шаги), но и память данных (регистры), положение переключателя Р-РГД-Г, вид ПМК (МК-54 или МК-61) и даже начальный шаг старта программы.

        Можно сделать даже печальный вывод, что после работы на эмуляторе интерес работы на самом ПМК уже пропал - слишком много на ПМК тратится времени как на загрузку программ, так и на саму игру.

 

        14.03.2016

       Выложил первую из трех своих игр, предназначенной для одновременной игры двух участников - "Танковая баталия". Насколько я знаю, игр для двух участников на одном ПМК, разработано ранее не было (были игры для двух участников, но для одновременной игры на двух ПМК, как например, "Морской бой"). Если хватит сил и времени, то позднее выложу другие игры для двух участников на одном ПМК: "Ледовое побоище" и "Ночную схватку". 

 

        26.02.2018

          Выложил все номера журналов "Техника молодежи", в которых приведены программы для ПМК. Когда-то я так зачитывался этими номерами, как будто погружаясь в отдельную жизнь. Программы часто переписывал, так как не все номера мог покупать. Такие игры как "Лунолет", "Лунолет-Д", "Мустанг", "Охота на скалеода", "Кооперативное кафе" (которое стало толчком к созданию собственной игры "Кауфстен"), "На горизонте кит" (стало толчком к созданию собственной игры "Ночная схватка") и многие другие навсегда запечатлились в памяти. Даже сейчас, спустя 35 лет, я с удовольствием периодически перечитываю эти номера...

     Пользуясь случаем, выражаю благодарность Александру Орлову, Алексею Олейникову и Алексею Разину за сканирование этих журналов. 

 

         23-26.04.2018

       Вне всякого сомнения, одна из самых выдающихся игр на ПМК является "Чёт-нечёт", смысл которой заключен в том, что человек набирает одну из двух цифр "1" или "0", а ПМК пытается угадать его значение на основе анализа его прошлых ходов. Игра не для слабонервных. Главное достоинство игры - простота правил, так что играть в нее могут и млад (от 3-х лет) и стар (до 99-и лет)!

         До последнего времени существовали две совершенно разные по своему алгоритму программы: одна была приведена в книге Финка Л.М. «Папа, мама, я и микрокалькулятор» от 1988 года, а вторая в книге «Пять вечером с микрокалькулятором» авторов Данилова И.Д., Славина Г.В. от 1988 года. Условно первую программу я назвал «Чет-нечет-1», а вторую «Чет-нечет-2».

       Описание обеих программ можно скачать. Интрефейс программ слегка подкорректировал и сделал, что важно, одинаковым. Так как обе программы страдали своими алгоритмами (при небольшой сноровке человек мог научиться выигрывать и у той и у другой), то на основе их разработал собственную программу «Чет-нечет-3», которая играет чрезвычайно сложно, так как в нее включен как алгоритм первой программы, так и генератор случайных чисел у второй, так что перехитрить ПМК теперь не получится (если, конечно, не подсматривать заранее значение у самого ПМК), а потому на длинной дистанции (до счета "10" очков) программа, как правило, выигрывает у человека. Сам играл не один раз, и выиграть так и не смог!

       Наконец, об еще одной приятной новости. В марте этого года программист Вадим Хохлов сотворил нечто выдающееся - доработал эмулятор ПМК54/61 Станислава Боруцкого (с его разрешения), устранив главный недостаток - программы в эмуляторе теперь можно записывать в виде отдельных файлов на внешнюю память данных и, тем самым, передавать другим людям, которым теперь уже не придется заново ее набивать. Пользуясь случаем, выражаю Вадиму огромное: "СПАСИБО!" Выкладываю его эмулятор тоже, благо она бесплатно, но все, кто желает как-то отблагодарить Вадима, может сделать без проблем.

      В связи с появлением нового эмулятора принял решение чуть позже выложить все свои программы в виде отдельных файлов для скачивания в формате *.pmk, так что теперь всем поклонникам ПМК будет намного удобнее и комфортнее.

 

07.05.2018

    Выложил все свои программы в формате "*.pmk". Так что теперь не надо самим вводить текст программы - достаточно скачать файл и ввести его в ПМК через меню "экспорт"!

    Выкладываю также архив журнала "Наука и жизнь" с программами для ПМК. Правда, стоит признать, программы в этм журнале намного уступают журналу "Техника молодежи".

      Заодно выкладываю программы Вадима Хохлова. Ниже страничка, на которой можно ознакомиться, как создавался эмулятор Вадима.

http://4pda.ru/forum/index.php?showtopic=748847

 

 А здесь выложены сами программы Вадима.

https://github.com/xvadim/pmk61-programms